01.06.2016 в городе Серпухов прошло пятое (юбилейное) Общее собрание представительства Союза муниципальных контрольно-счетных органов в Центральном федеральном округе

 

С докладом  выступил заместитель  председателя Контрольно-счетной палаты городского округа Мытищи  Московской области Н.В. Степанов.

 

Добрый день уважаемые участники общего собрания представительства Союза муниципальных контрольно-счетных органов в Центральном федеральном округе.

Понятие эффективное использования бюджетных средств как таковое в российском законодательстве на региональном и муниципальном уровне появилось совсем недавно.

Фактически это произошло со вступлением в силу в 2011 году всем известного 6-го федерального закона, где закреплены за КСО полномочия по организации и осуществлению контроля за законность, результативностью (эффективностью и экономностью) бюджетных средств.

Позже, в 2013 году понятие аудита эффективности бюджетных средств появилось в Бюджетном кодексе.

Таким образом, до появления муниципальных контрольно-счетных органов местные финансы были лишены возможности внешней и независимой оценки эффективности их расходования.

Тема сегодняшней встречи особенно остро стоит на повестке дня в текущих сложных финансово-экономических условиях, когда, как сказал президент, «каждый бюджетный рубль должен быть направлен на достижение конкретного, общественно значимого результата».

Хочу поделиться опытом проверки эффективности использования бюджетных средств на примере отдельных контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой городского округа Мытищи Московской области в 2015 году.

Параллельно с Контрольно-счетной палатой Московской области нами было проведено мероприятие по проверке законности и аудиту эффективности использования средств бюджета Московской области и местного бюджета, выделенных в 2014 году отдельным муниципальным образованиям Московской области на выплату компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях Московской области.

При подготовке к контрольному мероприятию были разработаны 20 целевых критериев эффективности, отражающих достижение конкретных показателей, по которым нами и контрольно-счетной палатой Московской области оценивалось эффективность расходования бюджетных средств.

Количество достигнутых показателей свидетельствовало об уровне эффективности использования бюджетных средств. Чем больше показателей достигнуто, тем, соответственно, уровень эффективности использования средств выше.

Как пример, приведу ряд критериев, которые мы использовали в указанной проверке:

— оценка фактически сложившегося среднего размера компенсации родительской платы за присмотр и уход, выплаченной на одного ребенка, относительно среднего планируемого размера средств компенсации родительской платы за присмотр и уход на одного ребенка;

— оценка размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях;

— оценка обоснованности включения расходов при формировании родительской платы в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области.

Результатом проверки стало выявления ряда нарушений, в том числе в части эффективного использования средств муниципального образования.

Так, в соответствии с частью 34 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», банковские расходы по перечислению родительской платы не относятся расходам на присмотр и уход за детьми и, следовательно, данную статью расходов нельзя было включать в родительскую плату.

Однако, в Мытищинском муниципальном районе, с родителей неправомерно взималась сумма в размере 3 процентов от фактически внесенной родительской платы.

Сумма компенсации родителям родительской платы из бюджета Московской области зависит от суммы внесенной ими родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении и, следовательно, сумма компенсации родителям была завышена.

По итогам проверки, сумма в размере 750 тр. была возвращена в бюджет Московской области.

Был выявлен значительный объем неэффективного использования средств местного бюджета

Нормативным актом Мытищинского района установлены условия, при которых родительская плата с родителей не взималась, а именно:

— в период отпуска родителей ребенка по их заявлению о непосещении ребенком дошкольного учреждения в указанный период, но не более 60 дней в году;

— в период болезни ребенка, подтвержденный справкой медицинского учреждения;

— в дни проведения карантинных мероприятий;

— в период закрытия учреждения на ремонтные или аварийные работы.

В заключенных родителями с детскими садами договорах указанные условия не отражались.

В ходе проверки было установлено случаи, когда дети не посещали детские сады без уважительной причины и родительская плата с их родителей не взималась.

Только в проверенных двух детских садах за год выявлено около 300 таких случаев. Сумма недопоступлений составила более 700 тыс. рублей.

Указанная средства компенсировались из бюджета Мытищинского муниципального района, таким образом было допущено неэффективное использование бюджетных этих средств.

Аналогичные нарушений были выявлены практически во всех дошкольных учреждениях Мытищинского муниципального района количество которых составляет 51 заведение.

В итоги, общая сумма неэффективного расходования средств местного бюджета только по этому нарушению составила 36 млн. рублей за один год.

По нашему представлению все нарушения были устранены, с родителями заключены дополнительные соглашения с указанием условий и порядка посещения детских садов, внесены необходимые изменения в нормативные документы муниципального образования, средства возмещены в бюджет Московской области.

И как итог, нам удалось предотвратить дальнейшее неэффективное использования бюджетных средств.

В 2015 года нами была проведена проверка порядка использования муниципального имуществ, где одним из вопросов стоялf оценка эффективности его использования.

Анализ реестра муниципального имущества показал, что в собственности Мытищинского муниципального района находятся около 170 свободных объектов недвижимости общей площадью более 17 000 м².

Некоторые объекты недвижимости использовать не представляется возможным в связи с ветхим состоянием зданий, отдельные помещения представляют собой подвалы жилых домов, где располагается оборудование (коммуникации) для обеспечения жителей услугами жилищно-коммунального хозяйства.

Однако, часть помещений может использоваться для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, учреждений и организаций городского округа Мытищи, а также в целях пополнения доходной части бюджета, так как доходы от аренды муниципальной собственности составляют значительную часть неналоговых доходов бюджета района.

Из запланированных к приватизации 13 объектов в 2014 году было продано только 4. В 2015 году из 11 объектов только 1.

Независимая оценка рыночной стоимости неприватизированных объектов действует только 6 месяцев и, следовательно, средства, израсходованные на эту оценку, были потрачены неэффективно.

Кроме того, оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства за помещения, принадлежащие муниципальному образованию, осуществляется из бюджета Мытищинского муниципального района.

Таким образом, проверка показала, что эффективность использования имущества муниципального образования находится на не достаточно высоком уровне и есть значительный потенциал для совершенствования в работе над его использованием и пополнением муниципальной казны.

Хочу подчеркнуть, что с момента образования Контрольно-счетной палаты мы в каждой проверке стараемся затронуть тему эффективности использования бюджетных средств.

Однако, отсутствие подробных методических материалов, типовых стандартов и регулирования вопроса эффективности использования бюджетных средств на законодательном уровне значительно усложняет эту работу, особенно на муниципальном уровне.

Многие муниципальные контрольно-счетные органы просто не в состоянии качественно проводить подобные проверки не только по названным мною причинам, но и в связи с элементарной нехваткой трудовых ресурсов.

Из это следует проблема нормативного регулирования численности сотрудников муниципальных контрольно-счетных органов, но это уже вопрос другой темы для дискуссии.

Спасибо за внимание.